Задать вопрос
Обратный звонок Напишите пожалуйста Ваш номер и мы вам обязательно перезвоним
Необходимо ввести имя
Необходимо ввести номер
Спасибо! Наш консультант свяжется с Вами в кратчайшие сроки

Новые технологии обучения и новые технологии лечения – взаимообусловленные Параметры непрерывного профессионального развития (нпр) стоматологов

Интеллектуальное и профессиональное развитие врачей в своем движении

процесс непрерывного восхождения от простого к сложному.

Чем больше мы познаем тайны человеческого организма, тем
более необходим фундаментальный образовательный базис в стенах
Вуза, обеспечивающий успешную и плодотворную карьеру врачу.
В последнее десятилетие широкое распространение в соответствии
с Болонским процессом в передовых странах получила концепция
непрерывного обучения, в соответствии с которой человек
должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей
своей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что знания устаревают
и требуют обновления в связи техническим прогрессом. Кроме того,
обучение положительно влияет на самого работника, развивая его интеллект
и расширяя профессиональный кругозор. Во многих организациях
непрерывно проводится обучение и повышение квалификации
кадров. На сегодняшний день основной задачей организаций любого
профиля является формирование адекватной рынку конкурентной
среды на основе постоянного обновления технологических процессов,
стремления к инновационному развитию, снижению затрат
производства. Умения и способности человека всегда играли важную
роль. Непрерывное образование и обучение становится нормой
жизни, а способность к постоянному приобретению новых знаний и
умений рассматривается в современной экономике как самое важное
качество сотрудника. Образование, согласно теории человеческого
капитала, автором которой является лауреат Нобелевской премии Т.
Шульц (1979), представляет собой особую отрасль, производящий
специфический капитал с длительным сроком использования.
За 35 лет со дня образования кафедра и ее сотрудниками проделана
большая работа по подготовке нескольких поколений врачей – сто95
95
матологов, число которых превысило 6000 курсантов и они успешно
работают во многих городах Казахстана, России и за рубежом. Кафедра
осуществляет образовательную деятельность в соответствии
с установленными государственными требованиями к подготовке
специалистов в системе дополнительного и послевузовского профессионального
образования. Кафедра располагает отработанной методологией
и опытом подготовки врачей в области высоких технологий,
а также подготовки врачей первичного звена. В тоже время кафедра,
в ее классическом понимании должна быть местом кумуляции
знаний и технологий в своей отрасли, и поэтому необходимо
развивать ее, уделяя первостепенное внимание квалификации
научно – педагогического персонала, наряду с непрерывным
профессиональным развитием практических врачей. Наилучший преподаватель
кафедры тот, кто сам владеет современной технологией
преподавания и в то же время, является первоклассным клиницистом
и практиком, глубоко и всесторонне знающим предмет. Справедлив
афоризм А. Дистервега – «Как никто не может дать другому того, чего
не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать
других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным
».
Послевузовское образование – это специфический процесс, он
имеет отличительные особенности от высшего вузовского образования.
Ротация кадров закономерный и необходимый процесс, однако,
многогранная и сложная деятельность вуза, наделенного большой ответственностью
государственного масштаба, требует основательной
и вдумчивой работы над постоянным и динамичным развитием такого
сложного учреждения, как ВУЗ, в соответствии с возросшими
требованиями современного развития.
Сегодня достаточно примеров успешного развития организаций
и фирм. В данном случае показательна японская система «Кайдзен»,
которая является долгосрочной стратегией японского менеджмента.
В ее основе лежит стремление к совершенству во всем. Это имеет
отношение и к современному бизнесу, и к нашему МУНО, так как
будущее университета напрямую зависит от совокупности умелых
действий каждого ее сотрудника, от непрерывного совершенствования
всех процессов.
В основе данного подхода лежит ориентир на личность сотрудника,
развитие его творческих особенностей, вовлеченность в дела
организации при лидерстве руководства, процессная организация
96
работ и стандартизация. В результате при незначительных затратах
существенно повышается эффективность. «Кайдзен» в переводе с
японского означает «постоянные улучшения». Авторитет японского
бизнеса, Масааки Имаи, издал книги «Кайдзен» и «Гемба Кайдзен», в
которых делится наиболее успешным опытом проведения улучшений в
японских фирмах за последние 50 лет. Подход «Гемба Кайдзен» ориентируется
на проведение улучшений, прежде всего, в «Гемба» рабочих
местах, на которых непосредственно создается ценность. Постоянные
улучшения процессов и операций должны иметь пошаговый характер.
Смысл их заключается в полном устранении потерь, не добавляющих
ценность продукту. Примером таких потерь могут быть: потери времени
в производственных процессах, ненужные перемещения, бумажная
волокита и т.д. Улучшения должны быть постепенными, это важно с
точки зрения «Кайдзен». Важен не только сам результат, но и процесс
его достижения, который на практике реализуется при соблюдении так
называемого «цикла PDCA»: «планируй делай
– проверяй – воздействуй
». Процесс совершенствования начинается с проблемы: необходимо
признать, что она – проблема существует.
Нет нужды совершенствоваться,
если проблема не выявлена, а ее решение должно быть
непосредственно на месте ее возникновения.
Теперь проанализируем реформирование последипломного стоматологического
образования. Несмотря на объективные трудности
перестроечного времени, последипломное обучение врачей проводилось
в соответствии с возросшими требованиями, и наши кафедры
успешно внедряли современные технологии в стоматологию республики.
Однако, главной проблемой сегодняшнего дня является дефицит
высоко квалифицированных научно – педагогических кадров.
Необходимо отметить, что сейчас сложилась катастрофическая ситуация
с подготовкой кандидатов и докторов наук по стоматологии,
вследствие непродуманного реформирования высшей школы. Уже
почти 10 лет не ведется подготовка высококвалифицированных научных
и педагогических кадров по стоматологии. Некому преподавать
в Вузах. Если подготовка в Вузе налаживается с горем пополам
после внедрения бакалавриата, то подготовка стоматологов в магистратуре
и докторантуре до сих пор фундаментально не решена. На
преподавательскую работу вынуждены принимать врачей, не имеющих
солидной научно педагогической
базы. Без занятия наукой
не может сформироваться квалифицированный преподаватель. Как
97
97
говорил лауреат Нобелевской премии, академик Капица П.Л., «Хороший
вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам
преподавателей так же широко, как и талантам их учеников».
Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение
старых проблем под новым углом зрения требуют творческого
воображения и отражают действительный успех в науке. Неустанный
труд, вдохновленный благородной целью, всегда ведет к успеху – медленно,
но верно. (А.Эйнштейн).
«Знаменитый философ К. Поппер, изучавший проблемы теории
познания или эпистемологии писал, что с точки зрения количества
и качества наиболее важным источником нашего знания, если не
считать врожденного знания, является ТРАДИЦИЯ. Большую часть
того, что мы знаем, усвоили благодаря примерам, рассказам, благодаря
чтению книг, обучаясь критиковать, воспринимать критику и почитать
истину. Познание не может начаться с ничего – с tabula rasa (с
чистой доски) и не может начаться с наблюдений. Развитие познания
заключается главным образом в модификации более раннего знания.
Деятельность учреждений в конечном итоге зависит от людей, которые
ее осуществляют, и лучшее, что можно сделать посредством
институционального контроля, это обеспечить преимущества тем людям
(если таковые есть), которые стремятся использовать учреждения
для их «подлинных» социальных целей. Именно здесь традиции
могут играть важную роль в качестве посредствующего звена между
отдельными лицами и учреждениями. Быть может, долговременное
«подлинное» функционирование учреждений зависит главным образом
от традиций». (К.Поппер).
Улучшение образовательного процесса подразумевает не просто
внедрение новых технологий, а в конечном счете приводит к развитию
человеческого интеллектуального капитала, которое зависит от качества
образования. Развитие профессиональных навыков и компетенций
способствует эффективности системы здравоохранения и жизнеобеспечения.
Образовательные учреждения выступают, с одной
стороны, в качестве потребителя, пользователя имеющихся научно –
информационных технологий (НИТ), а с другой – созидателя новых,
специализированных, для использования именно в образовательном
процессе. Опыт внедрения НИТ в образовательный процесс за рубежом
свидетельствует, что основной концепцией является оптимальное
сочетание традиционных и инновационных способов реализации
98
образовательной деятельности вузов. Модель смешанного обучения
blended education позволяет подобрать оптимальное соотношение
традиционных и IT – образовательных технологий, обеспечивающих
эффективное формирование требуемых профессиональных компетенций
врачей. Для образования любого типа существенны акселерация
и оптимизация учебного процесса, совершенствование методики преподавания,
образовательных технологий (видеофильмы, аудиозаписи,
мультимедийные лекции, дистанционное обучение и т.п.). Однако
все новое не умаляет общепринятых и фундаментальных технологий
образовательного процесса, эффективность которых проверена
столетиями существования академической системы. Образование
можно всегда совершенствовать как «по горизонтали», так и «по
вертикали».
По существу, нет такого явления, как проблема качества, есть проблема
квалификации персонала. (Дж. Харрингтон). Концепция всеобщего
менеджмента качества (TQM – Total Quality Management)
пришла на смену маркетинговой концепции управления медицинской
организацией. Здесь уместно привести правило Джурана, которое гласит,
что 85% проблем с качеством обусловлены недостатком системы
управления и только 15% дефектов происходит по вине работников.
О необходимости реформирования последипломного образования
в стоматологии мы говорили еще в 2002году на республиканском
совещании по дополнительному профессиональному образованию,
где ключевым, главным условием успешной работы ставилось
создание соответствующей клинической стоматологической базы
института, как непременное условие для созидательной клинической,
учебнопедагогической
и научной работы, на которой возможно
применение всех достижений современного научно-технического
прогресса. (IT – технологии, дистанционное обучение, вебинары и
т.д.). Клинические и фундаментальные исследования привели к значительному
усовершенствованию современной стоматологической
практики. Сегодня стоматологи, желающие повысить свою квалификацию,
теряются при выборе программ последипломного образования
и обычно останавливаются на тех, реклама которых кажется
наиболее убедительной. То, что еще пять лет считалось стандартом
лечения, сегодня может оказаться устаревшим. Ответственному стоматологу
нужно совершенствовать знания и отрабатывать новые
навыки, используя для этого все возможные способы: от участия в
курсах и симпозиумах до чтения научной литературы и общения с
99
99
коллегами. Стремясь получить знания, стоматологи чаще прибегают
к образовательному «допингу» в виде всевозможных курсов.
Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной
системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
Президент в своем послании сказал, что « Наши граждане должны
быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на
самом передовом оборудовании и самом современном производстве».
Эти требования являются краеугольным основанием деятельности
Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО). Во всей
истории человечества педагоги выступали носителями и сеятелями
добра, культуры, прогресса. В 19601980е
гг. наше образование признавалось
международным сообществом в числе лучших в мире, а
сейчас это не так. Во многом это определяется тем, что значительно
снизился уровень профессиональнопедагогической
и психологической
компетентности чиновников органов образования, преподавательского
и административноуправленческого
состава вузов, их личных
качеств, способностей и отношения к делу.
В последнее десятилетие широкое распространение в передовых
странах получила концепция непрерывного обучения, в соответствии
с которой человек должен учиться и повышать свою квалификацию
на протяжении всей своей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что
знания устаревают и требуют обновления в связи с техническим прогрессом.
Кроме того, обучение положительно влияет на самого работника,
развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор.
Во многих организациях непрерывно проводится обучение и
повышение квалификации кадров
Образовательные учреждения – это храмы науки, средоточие
научной мысли, сообщества высококвалифицированных, умных,
думающих, творческих, с выраженной гражданской и гуманисти-
ческой жизненной позицией людей – преподавателей, исследова-
телей, организаторов образования. Этот человеческий потенциал
МУНО (АГИУВ) должен быть полностью использован для реализации
задач, как головного учреждения Министерства здравоохранения
и социального развития РК по последипломному медицинскому
образованию.
Литература:
Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления.4

е изд., испр. и доп. – М.: Наука, Гл. ред. Физ. – мат. Лит., 1987. – 496 с., ил. – (
100
Наука. Мировоззрение. Жизнь)
Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с англ./ Общ.
ред.М. Н. Кондрашовой и И. С. Хорола; Послесл. М. Г. Ярошевского и И. С.
Хорола. – М.: Прогресс, 1987. – 368 с.: ил.
Последипломное медицинское образование на современном этапе. Издательский
дом «М – Вести», Москва.2000
г.480
с.
Республиканское совещание по дополнительному профессиональному
образованию /Под общ. ред.Т.
А. Султаналиева.Алматы,
2002 114
с.
Болонский процесс и стоматология России/ М. Н.Мусин, Л.В.Мусина.М.:
МЕДпресс – информ, 2005. – 112 с.
Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания пер.
с англ. / Карл Р. Поппер. – М.:АСТ: Москва, 2008. – 638с. – (Philosophy).
Поппер К.Р. Знание и психофизиологическая проблема: В защиту взаимодействия.
Пер. с англ./ Послесл. И. В. Журавлева. – М.: Издательство ЛКИ,
2008. 256
с.
Е.Н. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин. Инвестиции в человеческий капитал
предприятия. Москва, Инфра – М, 2014.
Профессионально – личностные ориентации в современном высшем образовании.
Учебное пособие. Москва, Инфра – М, 2014.

Интеллектуальное и профессиональное развитие врачей в своем движении процесс непрерывного восхождения от простого к ...
(Иммунологические аспекты в стоматологии, многофакторный анализ) Профессор Темирбаев М.А. (Каз МУНО, ...
Проф.  ТЕМИРБАЕВ М.А.,ТЕМИРБАЕВ К.М. Стоматологический центр «Алмагест», Алматы) В данной статье изложен собственный ...
Проф. Темирбаев М.А. (Кафедра  стоматологии МУНО МЗ РК, стоматологический центр Алмагест, Алматы) Аннотация: В статье ...
    То, что при изготовлении коронок или пломбировании и реставрации зубов необходимо восстанавливать анатомическую ...

Борьба между мировоззрениями - это обычно не более чем борьба за власть, тогда как в научной дискуссии всегда есть место для осмысленного обмена мнениями.

Карл Ясперс

Контакты

  • Адрес: г. Алматы, ул. Кабанбай батыра.152. уг. А. Байтурсынова

    ПН-ПТ 9:00 до 18:00, СБ 9:00 до 17:00

  • Email: info@almagestdent.kz

  • Тел.:8(727) 292 23 88